ШПРАНГЕР

ШПРАНГЕР
(Spranger) Эдуард (1882-1963) — немецкий философ, психолог и педагог, один из создателей понимающей психологии. Профессор (1911). Ученик В. Дильтея и Ф. Паульсена. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском ун-те. После его окончания (1905) преподавал там же (профессор, 1911 — 1912 и в 1920—1944). С 1912 по 1920 г. — профессор Лейпцигского ун-та. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. был арестован фашистскими властями и заключен в Моабитскую тюрьму. После освобождения (1945) назначен ректором Берлинского ун-та. Был среди основателей Союза деятелей культуры за демократическое обновление Германии (Культур-бунд). С 1946 г. до своей отставки (1953) — профессор Тюбингенского ун-та. Работы Ш. направлены на философское обоснование наук о духе, философии культуры и философии жизни, в частности с помощью психологии, основывающейся на принципах науки о духе. Центральный вопрос этой психологии — вопрос о сущности понимания, как способа постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Будучи сторонником метода В. Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной целостности, пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов ввел понятие понимающей психологии . Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется, по мнению Ш., в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде Формы жизни (Lebensformen. Geistwissenschaftliche psychologie, Halle, 1914; на рус. пер. частично: Два вида психологии / Хрестоматия по истории психологии , М., 1980; Основные идеальные типы индивидуальности / Психология личности. Тексты, М.,1982) Ш. отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии, как одной из наук о духе, является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре объективного духа и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Ш. обозначение форм жизни. Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г.Олпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был разработан тест изучения ценностей, а также создан тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Ш. рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Ш. делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Ш. в его исследовании психологии юности: Psychologie des Jugendalters. Lpz., 1924; в рус. пер.: (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте/ Педология юности, М.—Л., 1931. Идеи Ш. оказали заметное влияние на Теодора Литта, одного из основоположников педагогики культуры, а также на современную трактовку идей о гражданском воспитании Г. Кершенштейнера, О. Ф. Боль-нова и педагогическую антропологию. Труды Ш. представлены в собр. соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-11, 1969. И.М. Кондаков


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ШПРАНГЕР" в других словарях:

  • ШПРАНГЕР — (Spranger) Эдуард (род. 27 июня 1882, Берлин – ум. 17 сент. 1963, Тюбинген) – нем. психолог, философ, педагог, с 1920 – профессор в Берлине, с 1946 – в Тюрингии; ученик Дильтея. Работы Шпрангера являются философским обоснованием наук о духе,… …   Философская энциклопедия

  • ШПРАНГЕР —         (Spranger) Эдуард (1882 1963) нем. культурфилософ, психолог, педагог, представитель философии жизни. Учился в Берлине у Дильтея и Паульсена, с 1912 орд. проф. в Лейпциге, с 1920 в Берлине, с 1946 в Тюбингене. Сформировался под влиянием… …   Энциклопедия культурологии

  • Шпрангер — Шпрангер (нем. Spranger)  немецкая фамилия. Известные носители Шпрангер, Эдуард (1882 1963)  немецкий философ, психолог, педагог. Спрангер, Бартоломеус (1546 1611)  фламандский художник …   Википедия

  • Шпрангер (Spranger) Эдуард — (1882–1963) немецкий философ, психолог и педагог. Исходным принципом психологии считал понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и …   Большая психологическая энциклопедия

  • ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард — (1882 1963) немецкий психолог, педагог, представитель философии жизни и понимающей психологии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шпрангер (Spranger) Эдуард — (27.6.1882, Берлин 17.9.1963, Тюбинген) немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он преподаватель фил …   Психологический словарь

  • Шпрангер Эдуард — Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6. 1882, Грослихтерфельде, близ Берлина, ‒ 17.9.1963, Тюбинген), немецкий философ идеалист, психолог, педагог, профессор университетов Лейпцига (с 1911), Берлина (1920‒46), Тюбингена (с 1946). В 1944 был арестован и …   Большая советская энциклопедия

  • Шпрангер, Эдуард — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шпрангер. Эдуард Шпрангер Eduard Spranger …   Википедия

  • Шпрангер Эдуард / Spranger, Eduard — (1882 1963). Шпрангер выделил шесть человеческих типов исходя из жизненных целей и ценностей человека, которые действуют помимо и независимо от каких либо биологических влечений и потребностей …   Психологическая энциклопедия

  • Шпрангер Эдуард — (Spranger) (1882 1963), немецкий психолог, педагог, представитель философии жизни и понимающей психологии. * * * ШПРАНГЕР Эдуард ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард (1882 1963), немецкий психолог, педагог, представитель философии жизни и понимающей… …   Энциклопедический словарь

  • Шпрангер — (Spranger)         Эдуард (27.6. 1882, Грослихтерфельде, близ Берлина, 17.9.1963, Тюбинген), немецкий философ идеалист, психолог, педагог, профессор университетов Лейпцига (с 1911), Берлина (1920 46), Тюбингена (с 1946). В 1944 был арестован и… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»